четверг, 24 сентября 2015 г.

Режим деяний милиции и докторов по предотвращению правонарушений, совершаемых лицами с психическими расстройствами, предлагается усовершенствовать

Недавнишние события в Нижнем Новгороде (дело об убиении папой шести малышей и их беременной мамы) и Санкт-Петербурге (дело о "пенсионерке-потрошительнице", подозреваемой в 10 ожесточённых убиениях, включая убиение своей знакомой) привели к широкому общественному общественному. А потому, что и в том и другом случае подозреваемые состояли на учете в психоневрологических диспансерах, стал острым вопрос об усовершенствовании сотрудничества между милицией и медицинскими сотрудниками в целях предотвращения правонарушений, совершаемых душевнобольными.

На текущий момент на внебольничном либо так именуемом диспансерном терапии находятся 3,78 млн человек с психическими расстройствами. Такие данные озвучил основной научный работник ФГБУ "Государственный научный центр общественной и судейском психиатрии им. В.П. Сербского Минздрава Российской Федерации", доктор наук Вячеслав Котов в ходе организованного ОП РФ 22 сентября круглого стола. Практически добрая половина таких больных (1,634 млн больных) наблюдаются в диспансере вне зависимости от их жажды – вдобавок в районе 3% из них представляют из себя публичную угрозу. "Другими словами в безотносительных цифрах это в районе 50 тыс. человек по всей стране", – детализирует Котов. Одновременно с этим стационарно в психиатрических поликлиниках находятся практически 18 тыс. человек, произвёдших правонарушение и отправленных судом на принудительное терапию. Вместе с тем остается большой процент невыявленных душевнобольных, которые также будут представлять публичную угрозу.
Об лимитировании прав больного в связи с психическим расстройством определите в Домашней юридической энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите неоплачиваемый доступ на трое суток!
Получить доступ
"Мы разговаривали с работниками МВД, с участковыми полномочными и не прослушали, что они знают алгоритм своих деяний при работе с душевнобольными лицами, которые могут представлять публичную угрозу. Всякий из них выдавал какую-то свою версию. Участковый, получивший коллективное заявление граждан о том, что они полагают своего соседа либо живущего недалеко гражданина социально страшным, в настоящий момент не понимает, что ему делать", – говорит глава Рабочей группы ОП РФ по безопасности и сотрудничеству с ОНК Антон Цветков. К слову, в ходе расследования дела о "нижегородском маньяке" уголовные дела по обвинению в некомпетентности были заведены и на участковых, поскольку множественные претензии супруги преступника на угрозы с его стороны были оставлены милицейскими без внимания.
Вследствие этого одной из основных задач сейчас является налаживание механизма сотрудничества между врачами-полицейскими и психиатрами. "Итог, к которому мы желали бы пойти, – это создание общими усилиями рекомендаций методического характера, которые четко установили бы целый алгоритм деяний полицейских при установлении общественной угрозе психически нездорового человека", – детализирует Антон Цветков. Он сказал, что в указанных целях кроме того может быть издана наглядная книжка для работников ОВД.
Необходимо подчеркнуть, что основные положения по сотрудничеству между учреждениями уже установлены (Инструкция об компании сотрудничества органов здравоохранения и ОВД РФ по предупреждению публично страшных деяний лиц, страдающих психическими расстройствами; потом – Инструкция). Документ, например, регламентирует:
  • обязанность психоневрологических диспансеров каждый год до 20 января предоставлять работникам ОВД перечень лиц, находящихся на интенсивном диспансерном наблюдении и на амбулаторном принудительном наблюдении и терапии у психиатра, и вдобавок срочно уведомлять о снова принятых на терапию лицах (абз. 2 п. 2.1.1 Инструкции);
  • осуществление занятий с личным составом подобающих подразделений ОВД по вопросам осуществления принудительной госпитализации лиц с психическими расстройствами и предупреждения с их стороны антиобщественного поведения (п. 4.1 приказа Минздрава и МВД Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. № 133/269) и т. д.
Но, как стало известно, фактически он не используется ни представителями МВД, ни медицинскими сотрудниками.
"С правовой точки зрения Инструкция – крайне полезный документ. Да, он морально устарел, но в случае если на базе уже существующей инструкции сделать рекомендации методического характера и коротко отметить реальные деяния, которыми должны руководиться полицейские, то, на мой взор, от этого будет громадная профилактическая польза", – уверена юрист, глава 1го Русского Правозащитного Центра Оксана Михалкина.
Пока не ясно, конкретно каким образом возможно точно установить, как страшен для общества тот либо другой психически нездоровый человек. А использование полицейским мер в отношении такого человека без полных для этого оснований может быть квалифицировано как превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). "Даже не всем психиатрам ясно, что представляет из себя лицо, несущее опасность для себя либо для других лиц. Работники МВД и участковые тем свыше не в состоянии осознать, что это такое", – растолковывает член коммисии Общественной палаты по содействию реформам правосудия, доктор наук кафедры права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО Элина Сидоренко.
Точные рекомендации методического характера, согласно точки зрения специалистов, окажут помощь решить эту проблему, наладив систему сотрудничества между органами, оказывающими помощь психиатра, и правоохранительными органами как в части установления публичной угрозе лица, так и при определении комплекса мер по предотвращению правонарушений.
Наряду с этим специалисты видят два вероятных маршруты – доработка уже действующей Инструкции и создание нового документа. Антон Цветков уверен, что основное – не терять время, и потому, что в настоящий момент утвержденная учреждениями Инструкция считается действующей, то ее и нужно использовать, не останавливая работу по введению в нее изменений и/либо созданию актуальных рекомендаций методического характера. Именно на это общественники и обещают отправить свои силы, сделав коммисию, в состав которой войдут представители МВД и медицинские сотрудники. Со своей стороны руководитель Департамента здоровья населения и коммуникаций Минздрава Российской Федерации Олег Салагай показал решимость учреждения помогать работе над документом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий